Игорь Черневич. Нет, он не Рембо, он другой…
В лице петербургского актера Игоря Черневича есть какая-то одухотворенность, страдание мысли, свет, притягательность. Да и сама манера поведения выдает в нем привычку мыслить, думать, глубоко проникая в ту или иную проблему. Его лицо «неправильно», но озаренное мыслью или настроением, оно становится одухотворенным и прекрасным. В фильмах Евгения Иванова «Никотин» и «Дух» Игорь создал образ романтичного одиночки, который ходит рядом со смертью, образ, близкий героям фильмов Годара 50—60-х годов. У героев Черневича сильна тяга к саморазрушению, их словно притягивает, завораживает красота и непостижимость смерти. Они живут на экране заманчивой авантюрной мужской жизнью. Как и положено подобным героям, они не слишком счастливы в любви и словно находятся в состоянии напряженного ожидания опасности, при этом существуя в атмосфере грусти, одиночества и бесприютности. «Никотин» - фильм-признание в любви к кино, парафраз «На последнем дыхании» Годара. Герой Черневича вписан в странный запутанный мир, состоящий из абсурдных ситуаций, киноцитат, игровых отношений и всепоглощающего урбанистического пространства Петербурга. И погибает он не столь красиво и эффектно, как герой Бельмондо (дуэль с солнцем) или Ричард Гир (танцующим рок-н-ролл), а в подворотне от ударов бандитских ножей. Сценарий фильма «Дух» писался в расчете на «русского Рембо», но наш Рембо — с надломом, с застывшей болью в глазах. Дух в исполнении Черневича — человек, облученный войной, привыкший убивать, особо при этом не раздумывая. Дух и на гражданке продолжает жить по законам военного времени. Побег из тюрьмы с бесшабашным немцем, приключения, дружба, любовь и смерть - таков, полный риска и опасностей, экранный путь героя Черневича. Не правда ли, до боли знакомый сюжет? И умирает он в духе фильмов «великих французов» — не дойдя несколько шагов до спасительного самолета. Парадоксально, но в своей театральной ипостаси актер кардинально отличается от «киношного» Игоря Черневича. В родном МДТ он играет в основном подлецов, людей с размытыми нравственными ориентирами. Сосуществуя в ансамбле спектаклей «Гаудеамус» и «Клаустрофобия», он выделяется, запоминается всегда отдельно, подчас болезненно воздействуя на энергетическую оболочку зрителей неприкаянностью и жестокостью своих героев. В спектакле «Бесы» Черневич, сыграв эпизодическую роль студента Эркеля, показал себя тонким атмосферным актером. Он приходит к Шатову, подобно вестнику смерти из античной трагедии, в то же время, превращая этот эпизод в одно из самых лиричных мгновений спектакля. Без всяких шумовых эффектов неожиданно создается ощущение, что идет дождь. Словно человек, соткавшийся из капель дождя, он вносит в мрачный, безысходный мир Достоевского надломленность, грусть и печаль. В последнее время в театральном творчестве актера прорисовывается своеобразный сюжет завоевания слугой своего места под солнцем. Победа и торжество грядущего хама. В спектакле «Пьеса без названия» Черневич сыграл человека, считающего несправедливым свое социальное положение. Его кучер не может быть рядом с генеральшей, потому что он из другого класса. Игорь намеренно усложняет своего простого и страшного героя. Если внешне Осип неуклюж и не силен в речах, то внутренне его герой словно ведет беспрерывный диалог с богом о несправедливости, которая произошла. Его суровый, непримиримый «гражданин Пиюся» — самый грозный в трагическом хоре героев спектакля «Чевенгур». Если Осип бунтовал против социальной несправедливости, то Пиюся толкует уже о неправильном устройстве всего мира. И не только толкует, а действует, неумолимо превращаясь из человека в устрашающий «товарищ маузер». Актеру удается передать неустойчивое положение человека, который стремится оторваться от ненавистного ему происхождения, но которому никогда не стать аристократом духа. В спектакле «Фрекен Жюли» актер идет еще дальше в развитии этой темы. А что будет, если Хам все-таки одержит победу? Черневич играет жестко, стильно и беспощадно — на наших глазах происходит рождение того самого хама, который заполонил все и вся. Такой вот современный молодой актер. Талантливый и непредсказуемый. Стремящийся к гармонии и одновременно разрушающий ее.
|
Категория: Статьи | Добавил: Ksenia (28 Января 2007)
|
Просмотров: 1712
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|